Ирина Черясова

Ирина Черясова, преподаватель по вокалу 

Училась в:

  • СГУ им. Чернышевского, специальность – журналистика
  • СОКИ (Саратовский областной колледж искусств), дирижерско-хоровое отделение

Опыт выступлений – более 10 лет, опыт преподавания вокала – 2 года.

 

От первого лица

Сколько себя помню, всегда любила петь и танцевать. В детстве я копировала выступления певиц, которых видела по телевизору: вставала на стул, брала в руку расческу – это у меня был импровизированный микрофон, и открывала рот.  Родители отдали меня в музыкальную школу, купили пианино, предварительное прослушивание я прошла, и первые успехи не заставили себя ждать. Я была отличницей.

Во втором-третьем классе музыкальной школы я начала сама подбирать аккомпанемент к любимым мелодиям на пианино и записывать фонограммы на магнитофонные кассеты – тогда они были самыми модными.

Я жила во дворе, где было много девчонок, мы все вместе собирались, репетировали и устраивали для своих родителей концерты по вечерам. Сценой у нас было большое крыльцо, было очень весело, взрослые нас хвалили и после таких концертов часто устраивали чаепития.

С танцами тогда как-то не сложилось, они появились в моей жизни гораздо позже, сейчас мое хобби – это индийские танцы.

В школе я была «звездой», выступала на всех главных мероприятиях, один раз даже написала песню, потом меня стали видеть и на общегородских площадках. На последнем году школы, как и все, я стояла перед выбором – куда пойти учиться.  Мне очень хотелось стать журналистом, и в то же время нравилась музыка. И я поступила в два учебных заведения по двум своим любимым направлениям.

В качестве основной работы я выбрала журналистику и PR, а музыка осталась где-то в стороне, я перестала петь и стала чувствовать, что унываю. И тут я познакомилась с одним саратовским вокалистом, который пригласил меня подыграть ему во время выступления на синтезаторе. Потом предложил мне петь на его площадках. Так я снова стала выступать.

Однажды моя знакомая спросила: «А почему ты не даешь уроки пения? Мне кажется, по природе ты – «училка». Научи меня, я тоже хочу петь, как ты».  К ней присоединились другие мои подруги, и у нас образовался вокальный курс с чисто женским коллективом.

Мы прозанимались один учебный год, выступили на мероприятии, после чего по рекомендациям ко мне пришли новые ученики, сама собой набралась еще одна группа, потом я начала давать и индивидуальные занятия, так что сейчас преподавание для меня – это и хобби, и вторая работа одновременно.

Мне очень нравится делиться своими знаниями и умениями с людьми. Мой подход – легкость, процесс обучения не должен утомлять. Хотя иногда работа с голосом бывает сложной, как тренировка у спортсменов, я стараюсь делать замечания с шутками и выдерживать паузы, заполняя их новым потоком теории или разговором о психологии и саморазвитии.

Понимание психологии очень важно для педагога, любой вокалист должен уметь вести себя на публике непринужденно, открываться и быть самим собой, иначе петь от души не получится. Многие стесняются, боятся выглядеть некрасиво, такой настрой очень мешает и буквально блокирует движения и голос. Задача преподавателя – помочь ученику преодолеть этот барьер.

Бывает и такое, что люди чувствуют блоки и зажимы в теле, возникают сложности с дыханием. Со всем этим тоже можно справиться путем постоянных тренировок. Обычно в таких случаях я даю индивидуальное занятие, разговариваю с человеком, задаю вопросы, чтобы понять, что именно не дает раскрыться.

Часто это бывает какая-то психологическая установка. Например,  человек склонен скрывать от всех обстоятельства своей жизни, о которых мог бы и рассказать, при этом у него может быть и тенденция скрывать свой голос. После того, как мы все-таки «вытащили его наружу», и он спел в полную силу, человек стоит с круглыми глазами и удивляется: «А это я?!». Это лишь один маленький пример.

Поскольку я в той или иной степенью интересуюсь жизнью моих учеников, обычно у нас складываются личностные отношения, мы созваниваемся или списываемся в соцсетях, устраиваем чаепития и поем. Вот такие у нас необычные вокальные классы.